г. Москва
vinni-len@mail.ru

Главная \ Духовное и мирское

Духовное и мирское

Бог сотворил нас, людей, по образу и по подобию Своему, - дал нам разум, свободную волю и бессмертную душу, для того, чтобы познавая Бога и уподобляясь Ему, мы становились все лучше и добрее, совершенствовались, и наследовали вечную блаженную жизнь с Богом.
Потому все народы во все времена веровали в Бога и возносили Ему молитвы и никогда не теряли веру в Божество.

Земная жизнь - мгновенное, обманчивое сновидение. Вечность - неизбежна. Есть и бедственная вечность! Стяжите Вечность блаженную вниманием, повиновением всесвятому закону Всесвятого Бога...
Святитель Игнатий Брянчанинов

Атеистом человек может быть только до своей смерти. После - все будут верующими. Но выбрать то, что будет после, надо сейчас, и как можно скорее.
Святитель Иоанн Шанхайский                 

 

Молитва
Молитва есть самый главный признак того, жив ли христианин духовно или нет. Отношение к молитве показывает отношение человека к Богу. Молитва - это великая сила,которая доступна человеку, и Сила эта доступна людям повсюду и во всякое время.
Духовное богатство имеет Церковь Христова в примерах молитвенных подвигов святых. По молитвам святых угодников Господь творит бесчисленные чудеса. Начнем хоть в малой степени подражать молитвенному подвигу святых, чтобы наши молитвы были богоугодными и мы получили благословение Всевышнего.

Скажем здесь о самом главном в духовной жизни - о молитве, живом общении человеческой души с Богом. Молитва - средство обращения нашего ума и сердца к Богу. Молитва производит двоякое действие. Первое - отрывает человека от земли, второе - открывает душу для воздействия духовного мира. Если сравнить душу с зеркалом, то в обычном состоянии это зеркало повернуто вниз и отражает образы земли. В молитве оно обращается вверх и отражает в себе небо. Мы говорим здесь о чистой молитве. Но требуется много труда, чтобы хотя в какой-то мере стяжать ее.
Архимандрит Рафаил

Если тот, кто разговаривает с мудрыми мужами, от частой беседы с ними усваивает их мудрость и делается похожим на них, то что сказать о тех, которые часто беседуют с Богом в своих усердных молитвах?  Какой мудростью, какой добродетелью, каким ведением, красотой, целомудрием и благонравием не преисполнит их молитва и непрестанное общение с Богом!
Св.Иоанн Златоуст 

Смотри, действительно ли Богу предстал ты во время молитвы своей, или преодолевало тебя желание людской похвалы, и ее старался ты уловить, наружную молитву употребив, как покров.
Преп.Нил Синайский

Рукою смирения отвергай приходящую радость (во время молитвы), как недостойный ее, чтобы не обольститься ею и не принять волка вместо пастыря.
Преп.Иоанн Лествичник 

Кто хочет, чтобы Бог скорее услышал его молитву, должен, когда встает и воздевает руки свои в молитве к Богу, молиться от всей души за врагов своих. Тогда он будет услышан, и когда попросит о себе.
Авва Зинон

Хотя Бог знает наши нужды, но молитва нужна для очищения и просвещения нашей души. Хорошо стоять на солнце: и тепло, и светло, - так и на молитвах пред Богом - нашим духовным Солнцем, и согреваешься, и просвещаешься.
Иоанн Кронштадтский

 

На вопрос:"что ... сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?" Господь говорит:"Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди".
Десять заповедей Закона Божия.
1.Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене. 
2.Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елико на небеси горе, и елико на земли низу, и елико в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3.Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
4.Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему. 
5.Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. 
6.Не убий.
7.Не прелюбы сотвори.
8.Не укради.
9.Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10.Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.


Десять заповедей закона показывают, что греховно, что запрещается делать людям. А заповеди блаженства учат нас как достигнуть совершенства и приблизиться к Богу.
Девять заповедей блаженства.
1.Блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное.
2.Блажени плачущии,  яко тии утешатся.
3.Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 
4.Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
5.Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
6.Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
7.Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
8.Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное. 
9.Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах.

 

Апостолы - 12 учеников Христа, избранные им и трудившиеся для распространения веры Христовой.
Первым последовал за Христом Андрей, поэтому получил наименование Первозванного, следом Иоанн Богослов, Петр (Симон,брат Андрея), Филипп, Варфоломей, Иаков Заведеев (брат Иоанна Богослова), Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Симон Зилот, Иуда Иаковлев, Иуда Искариот, который потом предал Христа.
Вслед за первыми двенадцатью пошли апостолы от 70-ти.

Четыре апостола - Матфей, Иоанн, Марк, Лука - написали каждый по книге о земной жизни Христа, Его деяниях и спасительном учении, о Его крестной смерти и славном воскресении и вознесении на небо. 
Евангелие - богослужебная книга, содержащая текст Четвероевангелия (т.е.четырех Евангелий  - от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна).

Пусть эта книга священная                                        Эти глаголы чудесные,
Спутница Вам неизменная                                           Как отголоски небесные  
Будет везде и всегда.                                                    В грустной юдоли земной,
Пусть эта книга спасения                                           Пусть в Ваше сердце вливаются,   

Вам подает утешение                                                  И небеса сочетаются 
В годы борьбы и труда.                                               С юною Вашей душой.
                                                                                        К.Р.
Константин Константинович Романов (1858-1915), великий князь, внук царя Николая I 

 

Евангилие от Луки гл.15.

10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном
     грешнике кающемся.
11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть
     имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все,
     пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране,
     и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его
     на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, 
     но никто не давл ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует
     хлебом, а я умираю с голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против 
     неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его
     и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже
     недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его,
     и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали
     веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому,
     услышал пение и ликование;
26 и , призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка,
     потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал
      приказания твоего, но ты не дал  мне и козленка, чтобы мне повеселиться 
      с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, 
     ты заколол для него теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться, что брат твой сей был мертв и ожил,
     пропадал и нашелся.


Молитва: Помяни, Господи, и нашу худость и убожество, и просвети наш ум светом разума святаго Евангелия Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь.
                                                                                                                                                              

Господи, откройся мне: Игумен Никон (Воробьев)

Просите у Господа покаяния, сердца сокрушенного, постарайтесь понять, почему величайшие святые постоянно плакали о грехах своих. Чаще вспоминайте, что сделал для Вас Господь , придя на землю и распявшись за Вас, и чем Вы воздали ему. Сознавайтесь и сознавайтесь пред Ним, что Вы имеете неоплатный долг, которого никакими подвигами (тем более "добрыми делами"), никакими "всесожжениями" не уплатите. Единственно, что остается нам - умолять о прощении неоплатного долга, сокрушаться и смиряться пред Ним и его образом - человеками. Сердце сокрушенно Бог не уничижит.
Господь говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9,13)
Что это значит? Слово Божие говорит, что нет праведного ни одного; все...до одного негодны (Рим.3,10 и 12). Все грешны , и чем святее человек, тем больше он видит в себе грехов.

                                                                               

Поучение Священноиерея Григория (составил настоятель храма Св.Николы, что в Царском переулке, 1910 год).

Нерадение о религиозно-нравственной жизни приводит нас к полной духовной слепоте. Ни один подрядчик не возмется построить небольшого сарая, чтобы не составить сметы, расчета и проч.; ни один каменьщик не положит  ряда кирпичей, чтобы не выверить его, а мы всю жизнь свою строим, не задумываясь о том, чтобы поступки наши сравнить и проверить их правильность с заповедями святого Евангелия, пренебрегаем планом жизни, указанным нам Господом нашим Исусом Христом.

Все мы называемся христианами, но спросите, кто знает учение Христа, или по крайней мере старается изучить его и следовать ему?

Побывавший в низшей школе знает басни Крылова; сколько-нибудь развитой человек постыдится признаться, что он не знает Гоголя, Тургенева, Толстого. Но вы встретите сотни людей ученых, которые не знают Нагорной проповеди и даже не знают имен четырех святых евангелистов. В обыденной жизни не проходит дня, чтобы мы несколько раз не поглядели в зеркало для того, чтобы узнать, нет ли какого-либо недостатка в костюме, не запачкано ли наше лицо, но вместе с тем целыми годами, а иногда и всю жизнь мы ни разу не проверяем чистоту и опрятность своего нравственного облика, не поглядим в духовное зеркало, т.е. в заповеди Божии, которыя показали бы нам сколько недостатков, беззаконий и прегрешений накопилось в нашей душе, требующих немедленного исправления и очищения, ибо "... дние лукави суть. Не весте дне и часа, когда приидет кончина", сказано в священном Писании.

Единственный путь для нашего спасения - это исполнение заповедей Божиих и истинная правая вера. Где можно научиться сему спасенному пути? Только в храме Божием, присутствуя на богослужениях и слушая со вниманием Божественных учений.
 

Молитва: Вся небесные силы, святии ангели и архангели, херувими и серафими, помилуйте мя, и помолитися о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце.


Истины "Добротолюбия" : Преподобный Антоний Великий.

Пробудимся от сна , пока еще находимся в теле сим, воздохнем о себе самих и будем оплакивать себя от всего сердца нашего день и ночь, чтобы избавиться от того страшного мучения, стенания, плача и туги, которым не будет конца; постережемся идти в пространные ворота и широким путем, вводящим в пагубу, хотя очень многие идут им, но пойдем в узкие врата и тесным путем, ведущим в жизнь, хотя очень немногие идут им. Идущие сим последним суть истинные делатели, которые получат мзду трудов своих с радостью и наследуют Царство.

Кто же не совсем еще готов предстать туда - умоляю его не нерадеть, пока не ушло время, чтобы в нужный час не оказаться не имеющим елея, притом так, что не будет никого, кто бы хотел продать его. Ибо так случилось с теми пятью девами юродивыми, которые не нашли, у кого бы купить. Тогда они с плачем воззвали, говоря:"Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас" (Мф.25,11-12). И это случилось с ними не по другой какой причине, как по лености. Потом они хоть пробудились и начали хлопотать, но уже это ни к чему не послужило, потому что Господин дома встал и заключил двери как написано. 

 

Поучение Священноиерея Григория (составил настоятель храма Св.Николы, что в Царском переулке, 1910 год).

Между многими пороками человеческими особенный вред для душевного спасения приносит христианину страсть сребролюбия. Сколько вражды возникает не только между чужими, но даже и ближними, к одному семейству принадлежащими. Часто братья родные живут в непримиримой  злобе из-за лихоимства; чада на родителей гнев имеют за дележ имения; человек , зараженный недугом сребролюбия, обращается в зверя, ибо никого и ничего не жалеет, чтобы только удовлетворить эту несчастную страсть. Поэтому-то человек, одержимый страстью сребролюбия, не может уже помышлять о Боге, исполнять Его святые заповеди, но, погрязая в мелких и ничтожных заботах о временных благах, погубляет свою душу.

И не только на сребролюбие указывает Господь, но и на другие заботы человека, имеющего пристрастие к чему-либо земному и временному. Так Он упоминает о пище и об одежде и повелевает не пещись об этом до забвения о Боге. Не возбраняет Господь  нам заботиться в меру о насущном хлебе, пище и одежде, но осуждает пристрастие к порокам, объядению, пьянству и франтовству. Эти пороки особенно процветают в наше время. Сколько забот прилагает хозяин о вкусе и разнообразия пищи? Сколько треволнений, особенно среди молодежи женской, происходит по поводу забот о том, чтобы одеться по моде, чтобы платье было лучше, чем у других. А это порождает зависть, пересуды, насмешки и проч.душепагубные недуги человеческие.

Господь, вразумляя нас не прилагать столько стараний бесполезных, говорит: Кто же из вас пекийся может приложить возрасту (т.е.росту) своему хотя один локоть? Есть многие стремящиеся быть выше ростом, чтобы пленять красотою своею других, но тщетны его заботы, и не объядением, ни иными средствами не может достигнуть того, что зависит исключительно от воли Божией.

"Ищите же прежде царствия Божия и правды его и сия вся приложится вам".
Вот о чем ежеминутно должен человек помышлять: об  искании царства Божия, которое, по слову Спасителя, внутри нас находится. Ибо человек, который всегда обдумывает свои поступки, насколько они сообразуются с волею Божией, с его св.заповедями, становится чище и возвышеннее нравственно, потому что он знает, что все имение его, вся власть, почести и слава  - все останется здесь, и только дела его добрыя или злыя, которыя он творил здесь на земле, пойдут с ним, и от них только он оправдится, или осудится.
Посему и в другом месте Христос сказал: Кая польза человеку , аще приобрящет мир весь и отщетит душу свою, или что даст человек измену на души своей.

Мы почти каждый день бываем свидетелями того, что богатый и славный, властный и почестями окруженный, с разлучением души от тела все теряет и даже, если он жил по- христиански, память его погибает с шумом. Забывают знакомые, умолкают льстецы, подчиненные насмехаются, не боясь уже его гнева, даже родные чада, жена, отец и мать со временем забывают за своими заботами бывшего вместе с ними.    

Потщимся же соблюдать заповеди Божии, молясь Господу и говоря слова молитвы: "Отче наш", помнить будем, что мы просим у Бога хлеба, чтобы он дал нам только днесь, т.е. на сегодня. Ему же слава и держава во веки веков, аминь.
 

Молитва: Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля твоя, яко на небеси и на земле. Хлеб наш насущныи даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. 
 

Умение умирать, или искусство жить. Архимандрит Рафаил (Карелин)

Три вещи неизвестны человеку: когда он умрет, где он умрет и какая участь ожидает его за гробом. Поэтому человек должен всегда ожидать смерти и постоянно помнить, что день сегодняшний может оказаться днем последним.
Зная день и час своей смерти, человек будет говорить в сердце своем: Это еще далеко, успею взять от жизни все, что она может дать, а затем, перед смертью, начну покаяние. Но покаяние - это желание быть с Богом.
Лукавое сердце, которое хочет обмануть Бога, окажется не способным к покаянию. Поэтому Господь премудро сокрыл время смерти: ее не видно, как путника в тумане; она входит в дом без стука; она как нежданный гость, не предупреждает о своем приходе; она уводит человека за собой, как страж уводит узника на суд, - в том в чем застанет его.

Человек всегда грешит, поэтому чувство покаяния должно быть для христианина постоянным чувством; враги же смертной памяти суть многопопечительность, многословие и шутки.

Многопопечительность - это напрасное расточение времени. Человек забывает о самом главном - о себе самом. Ему постоянно не хватает времени, чтобы наконец задуматься: кто он, зачем он на земле? Он похож на брошенный на зеленое поле бильярдного стола шар, который от невидимых ударов катится, как бы мечется из стороны в сторону. Человеку даже некогда подумать, зачем и кому все это нужно: это спешка, это вечный бег! Такой человек не оставил Богу в своей жизни места, он забыл о смерти, он не видит своих грехов.

Второй враг памяти о смерти - многословие, одно из проявлений скрытой гордыни. Господь говорит в Священном Писании: на кого воззрю? Только на кроткого и молчаливого. Истинно так: смирение и кротость, столь любезные Богу, сопряжены с молчанием. Многословие - страсть, подобная пьянству, она порабощает человека, так что он становится как бы придатком собственного языка. Если человек, превратившей себя в рабочего муравья, отнял у себя время, данное ему для приготовления к вечности, растратил его на внешнее и стал духовным банкротом, то болтун - вор не только своего, но и чужого времени.
Святые отцы утверждали, что человек, сделавший из великого дара - слова - развлечение для себя, похож на блудника. Поэтому многословный человек отвратителен для людей, чужд Богу.

Не меньше, чем многословие, противна памяти смертной и привычка постоянно шутить. Шутки и насмешки - то же пустословие, только пропитанное ядом, который, подобно змее, копит человек в своем сердце. Человек - образ Божий. Насмешка - желание представить его в безобразном виде, то есть лишить его образа Божия ...
Шутка делает человека циничным и наглым. Это порождение гордыни: насмешник стремится унизить ближнего, чтобы показать свое мнимое превосходство. Мы испытываем удовольствие, когда слышим шутки, именно потому, что они дают разрядку потенциалу накопившегося в нас зла. Мы склонны выдавать шутку за благодушие, но ни один шутник не любит, чтобы смеялись над ним.

О преподобном Исихии повествуется, что в начале он жил нерадиво и нисколько не заботился о своей душе. Тяжело заболев, Исихий умер, но затем Промыслом Божиим вновь был возвращен к этой жизни. Он увидел воочию лицо смерти, увидел рай и ад. После этого он затворился в своей келии и плакал день и ночь. Никто не слышал от него пустого слова, никто не видел улыбки на его лице. Умирая, он сказал братии:"Простите, кто помнит о смерти, тот уже не может грешить". Первая смерть была для него неожиданной и ужасной, она застала его врасплох, как страж застигает вора на месте преступления. Смерть вторая исполнила его сердце радостью.

 

Начало и конец нашего земного мира. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Невидимая Рука поддерживает жизнь и хранит каждого из нас в то самое время, когда всякая малость может лишить нас и жизни, и всего, что украшает жизнь.

Отчего же не уразуметь, Кому принадлежит эта благодетельствующая нам Рука, и от чего не уметь благодарить своего Благодетеля?

Гордый ум, присущий человеку, подсказывает ему мысль, что всеми благами жизни он обязан своему труду, уменью пользоваться благами мира сего. С раннего детства начинает уже проглядывать этот дух самомнения. Посмотрите на едва начинающего жить ребенка, и он уже отталкивает руку няни, которая кормит его и старается показать, что он сам кормит себя.

Тем легче человеку взрослому отталкивать и не признавать Благодеющую Руку Господа, ибо Она и подает и хранит нас, оставаясь невидимой.

Вера в том и заключается, чтобы невидимое считать как бы видимым и в видимом благе обретать невидимого Благодетеля.

..... со времени Адамова грехопадения есть на земле свое царство, в котором творится все наперекор Богу.